Агаева Адиля Эйнуллаевна, Воспитатель
|
Выступление на республиканском методобъединении педагогов дошкольного образованияДошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду и т.д. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги, прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности дает детям достаточно много знаний, умений и даже навыков, а главное, развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Таким опосредованным образом и решаются в дошкольном возрасте развивающе-образовательные задачи. Одно из необходимых и естественных условий воспитания – создание благоприятной, комфортной, интересной, стимулирующей среды вокруг ребенка. И, наше дошкольное учреждение, представлять которое мне сегодня довилась честь, полностью отвечает этим требованиям. Ухоженный, зеленый двор Центра Развития ребенка «Улыбка», обустроен безопасными развивающими объектами, оснащен всем необходимым для занятий физической культурой и проведения подвижных игр; групповые помещения оборудованы для занятий с детьми, в них создана прекрасная развивающе-познавательная среда, бытовые удобства, чистота и уют. Оформление эстетически выдержано, педагогически целесообразно. Наш детский сад осуществляет воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по программе: «Детский сад-2100». Он полностью укомплектовано педагогическими кадрами. Все педагоги регулярно повышают свое педагогическое мастерство на курсах повышения квалификации, на семинарах, методических объединениях. В коллективе создан здоровый морально-психологический климат. Между сотрудниками добрые взаимоотношения, основанные на взаимопонимания. Наш руководитель стремится консолидировать вокруг себя всех творчески мыслящих педагогов, работающих в русле развивающего образования и систематически прибегающих к использованию инновационных методов, находящихся в постоянном поиске, регулярно повышающих уровень образованности, идущих в ногу со временем, что позволяет им разрабатывать собственные методические подходы, находить более интересные, выгодные решения. Созданная ею атмосфера уюта, эстетической красоты, дисциплина, сплоченность и солидарность нашего коллектива – результат ее всепоглощающей отдачи своему делу… делу, которое для нее явилось призванием всей ее жизни! О чем свидетельствуют огромное множество разных побед, наград, призовых мест в различного рода конкурсных и соревновательных мероприятиях! Наши воспитатели принимают активное участие в работе города, округа, активно участвуют в проведении субботников и других мероприятий. Педагоги нашего дошкольного учреждения являются активными участниками выставок, фестивалей, круглых столов, семинаров – практикумов, мастер – классов, а также делились своим опытом работы с педагогами других дошкольных учреждений. Они регулярно занимаются самообразованием, повышением эрудиции и уровня знаний в разнообразных сферах своей жизни, и, особенно много усилий посвящают своей трудовой деятельности. Жизнь в среде детей научила этих людей понимать их потребности, налаживать контакты с их родителями, вдумчиво относиться ко всему. Что окружает нас, стойко переносить невзгоды беспокойной воспитательской жизни. Они любят детей, живут для детей – ведь без этого наша работа не имеет смысла. Кроме того, мы всегда помним о своем долге: ведь государство возложило на нас, воспитателей, большую ответственность – вырастить из ребенка достойного члена общества, функционально грамотную личность. Иначе говоря, мы не «формируем» ребенка по заданной кем-то модели, а выращиваем в каждом ребенке творческие способности, готовность к самореализации, поддерживаем все то, что связано с личностным развитием. Ведь не секрет, что от уровня дошкольного воспитания зависит успешность жизни ребенка. Наши воспитатели способны к тонкому, точному и индивидуализированному восприятию внутреннего мира ребенка, характеризуются высокой степенью удовлетворенности от профессии и самореализованности в ней, имеют достаточно высокий уровень общей культуры, организованны и ответственны. Они владеют навыками мотивирования и имеют необходимые знания для этого, умеют побудить интерес к обучающему процессу у детей. Ориентируются на «интересность», яркость примеров с точки зрения восприятия воспитанников. Используют индивидуальный подход к каждому ребенку, активно вводят и применяют наглядные методы и инновационные приемы в воспитании и обучении детей. В нашем дошкольном учреждении регулярно проводятся театрализованные представления силами детей старших и подготовительных групп и сотрудников для младших групп и родителей. Родители принимают активное участие в их организации. У нас наработан большой опыт работы: дидактические игры, красочный наглядный материал, много методической литературы. Большое внимание уделяется сохранению физического и психического здоровья детей. Разработана программа «Образование и здоровье», где намечены задачи и формы организации физического воспитания и здоровья детей. Составлен гибкий режим дня для каждой возрастной группы, пересмотрена сетка занятий. Все занятия проводятся по подгруппам с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми в течение всего времени пребывания ребенка а детском саду. Регулярно проводятся оздоровительные мероприятия: закаливание, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, фиточаи, ритмика, массаж. Это все дает положительные результаты. Вся работа ведется согласно плану развития, годовому плану и годовым задачам. Трижды в год проводится диагностика детей с анализом и на основании диагностики составляется план работы на следующий год. Диагностика проводится путем наблюдения, изучения, бесед, анкетирования и т.д. Регулярно проводятся педсоветы, семинары, открытые просмотры, консультации, методические объединения для воспитателей в интересных формах. Это: «Круглые столы», «Викторины», «Мозговые атаки», «Педагогические кроссворды» и др. Воспитатели нашего Центра Развития не только втягивают детей в различные виды развивающей их совместной и индивидуальной деятельности, но и ненавязчиво прививают им новые ее формы... Важным критерием успешности работы нашего дошкольного учреждения можно считать появление у детей определенных психологических качеств и показателей. Ключевым среди них является высокий уровень развития творческого воображения. Сюда же следует отнести умения детей ориентироваться в символических изображениях и производить преобразовательные мысленно-практические эксперименты с вещами. В нашу систему входит психолого-дидактическая концепция непрерывности и преемственности образования, которая опирается на идею поэтапного развертывания содержания и на впервые введенное и разработанное авторским коллективом понятие содержательных линий развития. Мы работаем в тесном контакте со школами № 12, № 18 и № 19 и не оставляет без внимания своих выпускников. По итогам наблюдений, более 90 % наших ребят учатся на «отлично» и «хорошо». Школы же, со своей стороны, отмечают детский сад, его руководителя и коллектив благодарственными грамотами. Первоочередной целью деятельности детского сада, определенной Уставом, явилось всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, подготовка к обучению в школе. Воспитательно-образовательная работа в детском саду построена в контексте творческого развития ребенка, формирования продуктивного воображения и творческого мышления. Гибкое сочетание и взаимодействие в планировании работы по различным задачам воспитания и обучения, а также использование современных форм организации образовательного процесса дали положительные результаты по качественному выполнению программы воспитания и обучения. Основными направлениями воспитательно-образовательной деятельности является: — Физкультурно-оздоровительная работа, — Познавательное развитие, — Художественно-эстетическое направление, — Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста, имеющие различные речевые нарушения, — Психолого-педагогические консультации. — А так же, проведение различных праздников, досугов, занятий, развлечений, походов, спортивных соревнований, выставок, конкурсов, игр, которые делают жизнь наших воспитанников разнообразной, насыщенной и интересной. Строя свою работу с детьми на основе народного искусства, мы исходим из средств, содействующих всестороннему и гармоничному развитию, того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей. Педагоги дошкольного воспитания считают, что народное искусство в воспитательно–образовательной работе с детьми должно использоваться в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты и т.п.). Опыт работы нашего учреждения показал, что наиболее эффективным путём развития детского творчества является взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства, а точнее – народной музыки и декоративно – прикладного искусства и взаимосвязь художественного слова и изобразительной деятельности. В работе нашего дошкольного учреждения преобладают гуманные отношения между воспитателями и детьми. Педагоги обращают особое внимание на создание проблемных ситуаций в экспериментально-поисковой и строительно-конструктивной деятельности, в которой ребенок может проявить себя, выразив свое истинное отношение к тем или иным явлениям. Широко используются игровые методы, активизирующие самостоятельность и инициативу ребенка, его творческие способности. Эффективность воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду обусловлена тем, что развивающее обучение дошкольников предусматривает не просто усвоение нового содержания, а такую организацию познавательной деятельности детей, которая обеспечивает ребенку новые достижения и продвижения в развитии. При этом, важное значение имеет соблюдение поэтапного обучения: 1 – этап первичного освоения знаний и умений; 2 – этап самостоятельного применения знаний и умений в специально организованных условиях; 3 – этап самостоятельного творческого применения детьми знаний и умений. Динамика результативности обеспечивается внедрением в практику нашей работы нового содержания и организации методов и приемов воспитания и обучения, комплексным подходом к развитию личности наших детей. Существенная динамика отмечена в эстетическом развитии (музыкальной и изобразительной деятельности), в экологическом воспитании, развитие речевой деятельности, игровой деятельности. Представленные результаты образовательного процесса за последние 3 года позволяют сделать вывод о значительном их улучшении. Анализ воспитательно-образовательного процесса позволяет заключить, что его организация, содержание и формы, используемые в настоящее время в нашем детском саду, обеспечивают психическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья, готовность к следующему этапу жизни – школьному. Результаты анализа показывают хороший уровень психологической готовности наших воспитанников к школьному обучению. С детьми проводятся беседы, организовываются экскурсии в школу, библиотеку, в подготовительной группе реализовываются проекты «Скоро в школу», проводятся открытые показы сюжетно – ролевых игр на тему: «Школа». Качественный анализ позволяет сделать вывод, что у детей хорошо сформированы навыки учебной деятельности, развиты слуховая память, фонематический слух, кратковременная память и внимание, мышление. В то же время следует обратить внимание на развитие комбинаторных способностей, образно-логическое мышление. Вся работа по воспитанию и обучению детей в нашем дошкольном учреждении проводится в тесном контакте с родителями. Родители принимают активное участие в жизни детского сада, оказывают как посильную физическую помощь, так и спонсорскую поддержку. Главная задача, которую ставит государство и общество перед образованием в целом, — сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, способного взять ответственность за себя и своих близких. Однако существуют проблемы, не решив которые, невозможно выполнить этот социальный заказ. Сегодняшнее состояние дошкольного образования в Российской Федерации вызывает острую тревогу, даже если оставить пока в стороне бедственное материальное и финансовое положение. Постоянно говоря о будущих судьбах страны и общества, государство забывает, что будущее страны – это ее дети и ее молодежь, что если мы, работники дошкольного образования, сейчас не позаботимся об их здоровье, образованности, культурности, о воспитании их в духе активности, человечности, приобщенности к национальным и общемировым ценностям, то через 15–20 лет работать в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, да и в самом образовании будет некому. Вернее, нас ждет деградация всех этих областей и, как следствие, – выдавливание России на задворки мировой политики и экономики. Решение вышеуказанной проблемы – дело в первую очередь не государства, а именно общества, то есть – нас с Вами. Точно так же общество, а не государство призвано определять направления содержательного развития системы дошкольного образования, обеспечивать выращивание нового поколения педагогов-практиков в духе идей инновационного развивающего, вариативного и гуманистического образования, создавать современную научную основу для развития содержания и методики дошкольного образования, включая и воспитание. Реализуя свою педагогическую деятельность, воспитывая будущее поколение, мы, педагоги, помним, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи культурного, социального, гражданского и патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства. Ведь данный отрезок жизни – наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, страной, религией. И, коллектив нашего сада, ставит перед собой цель, прежде всего, заложить в ребенке задатки личности, способной самостоятельно рассуждать, осмысливать, сравнивать, делая правильные выводы, в пользу интернационализма толерантности, и противостоять навязчивому натиску сомнительных идеологий со стороны окружающего общества. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей среди которых живёт ребёнок. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. В заключении хочу отметить, что мы живем в обществе, где образование, обеспечивающее эволюцию этого общества, существует в широком смысле этого слова на благотворительных началах. Между тем, даже в количественном отношении система образования – мощный рычаг влияния на будущее страны. Необходимо осознать, что у сегодняшнего российского образования, как и у российского общества в целом, нет и не может быть пути назад. Рубикон уже перейден. Выросло не только новое поколение, поколение психологически совершенно иное, внутренне свободное и гораздо менее зависимое от нас с Вами, а во многом и оппозиционное нашим ценностям, вкусам, нашему образу жизни, нравится это нам или нет, но это реальность!; но выросло и новое поколение педагогов дошкольного образования, ориентированное на творческий поиск в педагогике, на любовь к детям и уважение к личности ребенка, на свободу выбора, одним словом, на культуру достоинства. Благодарю за внимание!
23 марта 2023 в 22:03
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.