Агаева Адиля Эйнуллаевна, Воспитатель

Культурный норматив дошкольника

418dd777aaea1e4fceeae08b4b174d92.jpg

Культурный норматив дошкольника

В последнее время педагоги с сожалением констатируют, что современные дети, разбираясь в марках современных автомобилей, компьютерной технике и новейших достижениях прогресса, далеко не всегда имеют представление об элементарных понятиях культурно-этических норм.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, когда, к нашему всеобщему сожалению, остро стоит вопрос о навязчивом натиске сомнительных идеологий со стороны окружающего общества, острую актуальность приобрело направление работы с подрастающим поколением в области культурно-нравственно воспитания.

В настоящее время существует достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны культурного воспитания детей, и нет стройной СИСТЕМЫ, отражающей всю полноту данного вопроса.

О важности приобщения ребенка к культуре написано много, и я считаю, что начинать эту работу необходимо как можно раньше, поскольку именно в детстве закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, формируются самые первые моральные оценки и суждения. Ребенок начинает понимать, что такое нравственная норма, и формировать свое отношение к ней.

Одна из основных целей современного образования, прежде всего, - заложить в ребенке задатки личности, способной самостоятельно рассуждать, осмысливать, сравнивать, делая правильные выводы, в пользу интернационализма толерантности, и ПРОТИВОСТОЯТЬ навязчивому натиску сомнительных идеологий со стороны окружающего общества.

Обязательное условие успешного культурного воспитания - высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми. Они должны быть основаны на уважении к личности растущего человека, любви к нему, знании законов психического и физического развития.

Что может сделать культура для достижения подобного результата? Практически ничего, если под словом «культура» мы понимаем совокупность неких самовыражений. И абсолютно всё, если подразумеваем под культурой то, что стимулирует работу души, то есть сохраняет и приумножает человеческое в человеке.

Сегодня это важно как никогда, потому что чем сложнее жизнь, чем глобальнее стоящие перед страной проблемы, тем принципиально большее значение приобретают душевные качества каждого из нас в отдельности и народа в целом.

Принятые год назад Основы государственной культурной политики действительно вернули масштабный и поистине государственный подход к культуре. И фактически впервые за много лет мы вспомнили, что деятели культуры во многом ответственны за качество человеческой личности и за нравственное состояние своих соотечественников. Ещё добавила бы, за психическое, а значит, во многом и за физическое здоровье нации.

Знаете, есть в психологии такое понятие — «депривация», попросту говоря, это внутренний вакуум, прежде всего эмоциональный, когда человек хочет, но хронически не может удовлетворить свои самые насущные потребности — в любви, заботе, человеческой поддержке, в ощущении себя частью единого целого. Последствия депривации, любой психолог и психиатр вам скажут, чудовищные. Это повышенная агрессия, депрессивные состояния, безответственное, наплевательское отношение к своей и к чужой жизни, презрение всех норм и законов и даже суициды.

К сожалению, то, что я перечислила, мы с вами слишком часто встречаем в новостных лентах. Не услышать эту боль, этот крик души было бы и бессовестно с нашей стороны, и очень опасно. Помочь человеку, погрузить его в благоприятную эмоциональную среду, заполнить этот вакуум и, таким образом, способствовать гармонизации общественных отношений, на мой взгляд, в этом сегодня и состоит самая главная задача, я бы даже сказала, самая главная миссия отечественной культуры.

Я часто задаюсь вопросом: что так привлекает нас в произведениях искусства советского времени? И страны-то давно нет, а свет этой звезды всё идет. Ответ, по-моему, достаточно простой: привлекает наличие идеала, потому что жизнь без идеала — это как путь без цели. Да, сначала разнообразие, смена впечатлений, а потом уже только уныние, безнадега и усталость, потому что движение в никуда. Спокоен и счастлив не тот народ, который наиболее сыт, а тот, который нашел свой идеал и пытается ему соответствовать.

Но ведь формирование идеалов — это же прямое предназначение культуры, эту задачу нельзя решить пропагандой, ее можно решить только средствами искусства. Понимаете, жить-то надо не лозунгами, жить надо душой. Я абсолютно с Кареном Георгиевичем согласна: запретами, репрессиями решить ничего нельзя, потому что культура — это совокупность того, что нашло своего зрителя, читателя, а не совокупность того, что запрещено.

Необходимо осознать, что у сегодняшнего российского образования, как и у российского общества в целом, нет и не может быть пути назад. Рубикон уже перейден. Выросло новое поколение, поколение психологически совершенно иное, внутренне свободное и гораздо менее зависимое от нас с Вами, а во многом и оппозиционное нашим ценностям, вкусам, нашему образу жизни, нравится это нам или нет, но это реальность!

Наша первостепенная педагогическая задача, состоит в том, чтобы вспомнить о забытой традиции воспитывать растущее молодое поколение на примерах их отцов, дедов, прадедов, как это делали всегда в России.

Сегодня, в связи с возникновением острой необходимости, связанной с подменой моральных и культурно-нравственных ценностей молодежи, современный педагог должен быть ориентирован на творческий поиск максимально эффективных методик направленных на нравственно-патриотическое воспитание, уважение к личности ребенка, свободу выбора, одним словом, на культуру достоинства.

 

 

 

23 марта 2023 в 21:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.